Российские власти серьезно занялись проверкой исполнения закона о запрете чиновникам и депутатам иметь счета в иностранных банках. По указу президента РФ Владимира Путина к 1 марта 2015 года правительство и Центробанк должны разработать «механизм получения информации от зарубежных банков о наличии у них денежных средств и ценностей», принадлежащих российским чиновникам. Так, по данным Центробанка, чистый отток капитала за I квартал 2014 года составил 50,6 млрд долларов, что превышает аналогичный показатель 2013 года почти в два раза.

 

Не навреди имиджу страны

На фоне применения американских и европейских санкций в отношении российских официальных лиц, которые подразумевают арест иностранных счетов наших чиновников, правительство и Центробанк занялись оптимизацией выполнения закона о запрете чиновникам иметь счета в иностранных банках.

По мнению экономистов такое поручение президента России лишь доказывает, что несмотря на принятый закон о запрете на иностранные счета для чиновников, государство пока не в состоянии проконтролировать его выполнение.

Сегодня узнать о наличии счетов за рубежом у того или иного должностного лица российские контролирующие органы могут лишь в случае его собственного признания либо блокирования зарубежных счетов чиновников другими государствами. Например, когда Швейцария сообщила о замораживании банковских счетов ряда украинских политиков: свергнутого в результате госпереворота президента Украины Виктора Януковича, экс-премьера страны Николая Азарова, секретаря СНБО Андрея Клюева.

По мнению экспертов, цель нынешнего поручения правительству и ЦБ избежать получения информации пост-фактум - когда информация о наличии счета чиновника становится достоянием гласности и вредит имиджу страны. 

 

ЦБ перекрыл транзит

 

Центробанк вообще решил дать бой выводам капитала за рубеж и уходу от налогов. По экспертным оценкам, доля транзитных операций в общем объеме незаконных операций не менее 50%.  Общий объем их только за 2013 год составил 1,5 трлн рублей.

В рамках схемы ухода от налогов задействованы специально созданные компании в России и офшорных зонах и по 5–10 банков. Самый распространенный пример  - договор на поставку техники и оборудования. Также популярностью пользуются договоры на оказание консалтинговых услуг.

Сумма, на которую реально поставляется товар, завышается в десятки, а то и в сотни раз. А доход компании выводится из-под налогообложения под видом расходов. Чтобы скрыть мошеннический характер сделки, бенефициары вовлекают в схему целые цепочки юрлиц и банков, прогоняя через них средства.

В итоге порой, по словам источника, российская компания бенефициара оказывается в убытках и тогда не платит налог на прибыль (20%). Но у российских налоговиков есть комиссии по убыткам, которые активно общаются с собственниками, выясняя причины убыточности, и в таком случае приходится привлекать номинальных собственников и часто менять юрлица — стабильного бизнеса не построишь. Поэтому чаще российская операционная просто показывает не убытки, а очень маленькую по отношению к выручке, но стабильную прибыль.

"Чтобы пресечь цепочку нарушителей, налоговым органам нужно требовать у компаний прикладывать к каждому отчету по НДС список всех контрагентов по сделке с указанием их ИНН. А по ИНН можно проверить, является ли компания благонадежной (такие списки в разных вариациях ведут и Федеральная налоговая служба и ЦБ). В текущей ситуации ФНС следует инициировать соответствующие поправки в Налоговый кодекс, в части порядка оформления деклараций по НДС", - рассказывает независимый налоговый эксперт, член Палаты налоговых консультантов Светлана Оганджанянц.

Банкиры уверены, у всех незаконных операций есть общие, вызывающие подозрения характеристики: однозначно должны настораживать такие черты операций, как авансирование (в размере 100% или хотя бы 50%), несовпадение юрисдикций клиента и его банковского счета, отсутствие паспорта сделки. 

"Попросту говоря, банк закрывает глаза на незаконный вывод активов клиентами или контрагентами. Транзит не всегда является результатом активной поддержки банка, здесь свою роль могут сыграть и недостаточная квалификация его персонала, и проблемы информационного обмена участников рынка с надзорными органами", - говорит руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг.

 Марина Староверкина