Спад динамики европейской экономики начался еще в далеких 70-х. Теперь же она теряет не просто свою экономическую мощь, но и последнюю силу: еще десять лет назад, по данным ВМФ, страны ЕС составляли 31% мирового ВВП, сегодня этот показатель упал до 23,5%. Если посмотреть на показатель, который определяет уровень экономического развития государства, то он, как и десять лет назад, составляет лишь 60% от среднего значения Соединенных Штатов. В конце января курс евро по отношению к доллару обновил свой антирекорд за 11 лет, достигнув отметку в 1,1088 доллара за евро. При этом неуверенные шаги, предпринимаемые Европейским союзом, говорят о том, что ЕС уже давно сбился с пути. Эксперты видят несколько вариантов дальнейшего развития событий.

 

Долговая яма

После угроз Греции выйти из Еврозоны в случае отказа играть по ее правилам, Европа пошла на уступки и согласовала продление программы поддержки. Международные кредиторы согласились оказывать финансовую поддержку Афинам в течение четырех месяцев в обмен на обещание греков не предпринимать односторонних действий и не сворачивать болезненные структурные реформы. Пойдя на значительные уступки кредиторам, Греция обеспечила себе выигрыш по времени, чтобы лучше подготовиться к очередной переговорной баталии с "тройкой" в конце июня. В итоге - европейская казна только опустеет. 

Если же Греция не выплатит долги, возможно нерегулируемое банкротство, так как для обычного банкротства, при котором страна советуется с кредиторами и заранее определяет условия реструктурирования долгов, ситуация слишком нестабильна. В этом случае последствия для банков будут весьма драматичными и вызовут панику не только на греческом рынке. Как заявил глава Института макроэкономики и конъюнктурных исследований Густав Хорн, «банкротство Греции может привести к резкому спаду европейской и германской экономики». 

Не лучше ситуация обстоит и с Италией. Предполагалось, что финансовая помощь должна была защитить ее долгового кризиса. Но избежать этого не получилось: за прошлый год суверенный долг страны вырос до рекордных показателей: 133,7% ВВП. По предварительным оценкам для финансирования испанских банков понадобится минимум 62 млрд евро. Абсолютно все уверены, что проблемы Испании на порядок серьезнее греческих, и их решение будет еще более сложным и ресурсоемким.

Если так будет продолжаться и дальше, самое меньшее, что может произойти -  кризис институтов Евросоюза, когда страны-"доноры" вспомнят о Лиссабонских соглашениях и дозреют до отказа от поддержки стран-"паразитов".

 

Повод для сплочения

Политический кризис в Греции обнажил и другую проблему Еврозоны - усталость европейских избирателей от правящих много лет партий и радикализацию политического ландшафта Старого Света.

«Национальный фронт» во Франции, левая радикальная партия «Подемос» в Испании, многочисленные правые и левые в Италии и других странах реально претендуют сейчас на власть. Даже в благополучной Германии все громче заявляют о себе евроскептики из «Альтернативы для Германии». 

Однако, некоторые политологи считают, что сегодняшние вызовы, стоящие перед Европой, могут привести к единству.

"Иногда для того, чтобы прийти к единству в Европе, нужен кризис", — написал в твиттере профессор политических наук, основатель и президент Eurasia Group, эксперт в области политических рисков Ян Бреммер, проиллюстрировав запись фотографией встречи канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда перед маршем памяти жертв терактов в Париже.

 

Распад зоны

И наконец, третий вариант развития событий - распад зоны евро. Возврат к драхме, песете и эскудо мог бы сделать экспортные индустрии стран-должников более конкурентоспособными, так как те девальвируют свою валюту и тем самым делают свои товары за границей дешевле. При этом Германия, скорее всего, вернется к немецкой марке, о чем уже не раз говорили власти. Впрочем, говорили о создании небольшого валютного союза, в который могли бы войти наиболее платежеспособные страны: Германия, Франция, Финляндия, Австрия и Нидерланды.

"Мы уверены, что дальнейшее присутствие Германии в нынешнем валютном союзе обходится дорого. Дороже, чем решение покончить с этим неудавшимся экспериментом. Дорого платить придется в любом случае, но если мы сейчас не сойдем с этого ложного пути, эта цена будет только повышаться. Выход из еврозоны – для Германии не проигрыш, а выигрыш", - считает один из лидеров «Альтернативы для Германии» Конрад Адам.

Владислав Белов, руководитель Центра германских исследований, завотделом стран и регионов Института Европы РАН

Владислав Белов, руководитель Центра германских исследований, завотделом стран и регионов Института Европы РАН, «Евроскептицизм был в Германии всегда. Противники евро опирались на несовершенство модели Еврозоны. Сама Еврозона должна была строиться не только на экономической, но и на политической базе. Надо было создавать политическую конфедерацию. Потому что единая бюджетная политика может проводиться только при передаче одной из важнейших государственных функций на наднациональный уровень. К 99-му году страны не были готовы к этому. Еврозона должна была опираться на узкий круг стран, способных обеспечить стабильность валюты. Расширение Еврозоны на Португалию, на Испанию, тем более на Грецию (на страны, которые никогда не могли похвастаться финансовой дисциплиной) было грубейшей ошибкой. Сейчас они расплачиваются по счетам 14-летней давности .

 Марина Староверкина