Возможно, СМИ несколько торопят события, объявляя о том, что крупнейшие ритейлеры приняли решение заморозить цены на «социально значимые» продукты, но ничего удивительного в этом нет – последние месяцы отметились таким стремительным ростом цен, что простые россияне уже давно ожидают «вмешательства свыше». Аптеки по весне тоже решили порадовать – обещают сдержать стоимость жизненно важных лекарств. Впрочем, прекрасные начинания на проверку оказываются не такими уж широкими жестами, как может показаться вначале.

 

Инфляции и спекуляция

 

Некоторые торговые сети ранее уже заявляли о заморозке цен на наиболее значимые товары. Так, розничная сеть «Дикси» в феврале 2015 года решила в течение месяца не повышать цены на муку, крупы, рыбу, масло, макароны и пельмени.

Как сообщается, крупнейшие российские торговые сети (в частности, «Магнит», X5 Retail Group, Metro Cash&Carry, «Лента», «Ашан» и «Дикси»), входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли, выступили с инициативой добровольно заморозить на два месяца цены на «социально значимые» продукты, к которым традиционно относятся хлеб, отдельные виды круп, молоко и молочные продукты, говядина, куриное мясо. В рамках Ассоциации они подготовили проект соглашения, который передали на одобрение в Федеральную антимонопольную службу.

Розничные сети уже неоднократно подверглись проверкам со стороны правоохранительных органов, а вице-премьер Аркадий Дворкович заговорил о том, что, если неконтролируемое подорожание товаров продолжится, правительство может заняться регулированием цен. Так что «добровольная» инициатива владельцев и руководителей розничных сетей отчасти вынужденная. И, как отмечают эксперты, в борьбе с инфляцией не очень эффективная. Во-первых, после окончания моратория на повышение цен они могут вырасти скачкообразно, «догоняя» инфляцию. Во-вторых, торговцы будут в ускоренном режиме повышать цены на все остальные продукты, компенсируя потери от заморозки цен на сравнительно небольшую группу товаров.

С конца 2014 года в российских магазинах начались проверки по подозрению в необоснованном повышении цен.

При этом, разумеется, крупные сети находят свои выгоды, несмотря на то, что мера со стороны выглядит едва ли не донкихотством. Прежде всего, к началу действия соглашения сети «подтянут» цены на те товары, цены которых планируется зафиксировать, поэтому особого ущерба от заморозки не последует. Кроме того, идея в целом - отличный рекламный ход, который поможет увеличить долю на рынке за счет мелких магазинов «шаговой доступности», никаких цен не замораживающих. Более того, эксперты отмечают, что само правительство заинтересовано в том, чтобы заморозить цены на продукты из корзины Росстата, применяющуюся для подсчета инфляции.

 

Приходите к нам лечиться

 

Также стало известно, что ряд крупнейших аптечных сетей решили заморозить цены на все жизненно важные лекарственные препараты. «В связи с нестабильностью курса валют для предотвращения роста цен на лекарства аптеки «Горздрав» создали шестимесячный запас лекарств и заморозили цены на уровне ноября», — сообщил «Интерфаксу» председатель совета директоров группы компаний A.V.E. Темур Шакая. По его словам, к «заморозке» цен подключились аптечные сети A.V.E., «Старый лекарь» и «Аптечная сеть 36,6».

Они зафиксировали цены на весь перечень жизненно важных лекарственных препаратов, лекарства для лечения тяжелых и хронических заболеваний, а также препараты, «популярные у социально незащищенных слоев населения». Кроме того, Шакая отметил, из-за роста заболеваний гриппом были заморожены цены на противогриппозные и иммуномодулирующие препараты.

Платон Магута, управляющий активами УК «Фонд Магута»

Платон Магута, управляющий активами УК «Фонд Магута» , В России все-таки действует рыночная экономика, и, если основные постулаты рыночного ценообразования будут нарушены, ни к чему хорошему это не приведет. Исчезнет стимул для частной промышленности, снизится конкурентное ценообразование, и вообще это может серьезно подорвать и так невысокое доверие бизнеса к власти. Поэтому применять «заморозку» лучше только в том случае, если на том или ином рынке доминируют почти тотально спекулянты, а рост цен превышает 80% в годовом выражении.

 

  Ника Бажанова