Законопроект направлен на усиление мер ответственности руководителей некоммерческих организаций, созданных РФ или муниципальными образованиями, руководителей ГУПов и МУПов и акционерных обществ, если их контрольный пакет акций принадлежит государству, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение существенного вреда.

Руководителей таких организаций предлагается приравнять к должностным лицам. На данный момент за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей их, кстати, равно как и руководители некоммерческой госкомпании "Российские автомобильные дороги", привлечь к уголовной ответственности невозможно. Хотя, их права и обязанности практически не отличаются от прав и обязанностей должностных лиц. 

Только вот законопроект может ударить и по бизнесу. Если раньше к уголовной ответственности могли привлечь государственных чиновников, то теперь норма может затронуть и обычных коммерсантов, работающих с госкомпаниями, опасается руководитель экспертной группы "Модернизация системы закупок в организациях ОПК" Сергей Габестро.

"Бизнесу и так тяжело: есть огромное количество статей в уголовном кодексе, по которым можно сажать бизнесменов. Теперь на одну статью больше. Станет ли от этого меньше преступлений? Нет. Просто нормальные управленцы не будут соглашаться  идти на позиции, которые заранее расстрельные, где тебя могут привлечь к уголовной ответственности", - считает Сергей Габестро.

 

 

Взрывные выходные

 

Но ненадлежащее исполнение должностных обязанностей порой способно унести десятки жизней. Один из трагичных примеров халатности последних дней - серия взрывов газа и последовавшие за ним пожары в 18-ти квартирах 13 домов Пресненского района Москвы. 16 ноября на метсной распределительной станции произошла авария. В результате пострадали шесть человек, двое из них – 89 и 62 лет – находятся в больницах.

По факту взрывов и пожаров возбуждено уголовное дело «по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности)».

В интервью РБК  управляющий партнер юридической компании AST Legal Анатолий Юшин сказал, что в текущих обстоятельствах виновником может быть, вероятнее всего, признан сотрудник, чья халатность привела к аварии, то есть не глава Мосгаза, а сотрудник диспетчерской.  Но в отдельных случаях, если, например, следствие выявит отсутствие проверок профильного оборудования, взысканию могут подвергнуть и высоких должностных лиц.

Причиной скачка давления в газовой магистрали стала неисправность редуктора сброса газа, заявил заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.

 

«Сегодня мы считаем, что не сработал редуктор сброса газа, и он на какие-то доли секунды не сработал, то есть можно говорить о технической неполадке в работе этой системы закрытия», - заявил заммэра.

На данный момент никто из рядовых сотрудников или руководства Мосгаза пока не наказан.

«В компании не идут обыски, никого не арестовали и не обвинили, несмотря на возбуждение уголовного дела по факту взрывов газа в квартирах. Все руководство и ответственные лица Мосгаза дежурят на месте аварии. В зависимости от результатов расследования понести наказание может любой: от начальника диспетчерского управления газораспределительного пункта Пресненского района до гендиректора Мосгаза как компании, которая подчиняется правительству Москвы»,  – рассказал РБК источник, близкий к руководству Мосгаза.

По его информации, совместно с Ростехнадзором Мосгаз должен проверить, как соблюдались правила безопасности работы по контролю газораспределения сотрудниками компании. Но уже сейчас понятно, что ситуация не так однозначна, как ее представляют чиновники ЖКХ города Москвы.

 

Смерть в конце тоннеля

 

Зачастую чья-та халатность уносит десятки жизней случайных людей, окзавшихся не вто время не в том месте. В июльской трагедии в метро погибли 23 человека, свыше двухсот получили ранения. Причина - неисправность стрелки.

Стрелочный механизм - сложнейшая часть всей железной дороги. В метро действует целая система по предотвращению самопроизвольного срабатывания стрелки. В случае если она не используется, на механизм ставится замок, который блокирует положение рельсов. Как пояснил главный инженер метрополитена Казани Эльмир Зарипов, стрелка запирается на обычный висячий замок, когда не достроена другая часть тоннеля, чтобы поезд шел только в одну сторону.

По данным следствия, вместо этого замка и была использована обычная проволока, которая могла порваться от вибрации после предыдущего состава. Следственный комитет задержал двоих подозреваемых: старшего дорожного мастера метро Валерия Башкатова и помощника дорожного мастера Юрия Гордова.

"По данным следствия они имели непосредственное отношение к работам по укладке стрелочного перевода нового участка пути, который как раз располагается как раз между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар". Эти работы были проведены с грубейшими нарушениями, в частности, стрелочный механизм был зафиксирован обычной трехмиллиметровой проволокой, обрыв которой и стал, по предварительной версии, следствием причины этой трагедии", - сообщил тогда официальный представитель Следственного комитета РФ России Владимир Маркин.

На данный момент, согасно УК РФ, халатность наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. И только в случае, если деяние повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, виновнику грозит лишение свободы сроком до пяти лет.
Марина Староверкина