В рамках первого Всероссийского форума технологического лидерства России «Технодоктрина» одним из основных был вопрос обеспечения импортонезависимости и импортозамещения. Свое мнение по этому вопросу в эксклюзивном интервью «Росинформбюро» высказал заместитель генерального директора Центра судоремонта (ЦС) «Звездочка» – директор Центра Александр Ильинцев. Фото А. Соколовпропульсивных систем Александр Ильинцев.

Он считает, что сегодня в области судостроения, особенно гражданского, импортозависимость России от иностранных комплектующих «достаточно большая и составляет около 50%». Такой вывод он сделал, в т.ч. и на основе результатов участия в международных мероприятиях. По мнению Ильинцева, вопросы импортонезависимости могут быть успешно решены при поддержке государства. Особенно важна такая помощь на этапе стартапов.

«Мы не глупый народ и имеем хорошую собственную производственную базу. Все это вместе позволяет нам на основе отдельных комплектующих создавать современные готовые отечественные решения», - сказал директор центра разработки движительных установок ЦС «Звездочка». По его словам, есть хорошие примеры того, как решали эту задачу в других странах.

В частности, он отметил создание собственного судостроения в Южной Корее. Изначально, при поддержке государства там были построены верфи. Путем приобретения лицензий и локализации производства внутри страны «Южная Корея постепенно пришла к тому, что сегодня до 80% всех комплектующих производятся внутри страны, в том числе и на продажу».

Другим показательным примером он считает Норвегию. «Когда в Норвегии были обнаружены ресурсы, их не стали продавать, а пригласили иностранных инвесторов для их разработки на своих условиях», - подчеркнул Ильинцев. Главным из них стало требование использовать норвежское оборудование для работ на шельфе, даже если по качеству оно уступало зарубежному, и было дороже. В результате «сегодня норвежская машиностроительная продукция для нефтегазовой добычи на шельфе считается самой лучшей и по ряду показателей обходит американскую».

Стремление к развитию собственной производственной базы и созданию передовой продукции были реализованы на ЦС «Звездочка» в виде Центра пропульсивных систем. «Объединение в нем науки и производства позволило нам создавать продукцию, которая востребована сегодня и имеет перспективу в будущем», - уверен Ильинцев. По его словам, за небольшой срок в 5 лет «мы добились хороших результатов, в том числе и в области импортозамещения и импортонезависимости».

Фото www.wrk.ruДостигнутые успехи представитель ЦС «Звездочка» объяснил «активностью и правильным выбором области, где наша продукция превосходит другие аналоги, в том числе и зарубежные». В свое время по конверсии «у нас стали производить разборные малошумные гребные винты крупных гражданских судов». В связи с большими трудностями замены винтов в доках «на зарубежном рынке мы предложили разборные гребные винты», которые можно было менять под водой без захода в сухой док.

«В результате наша продукция оказалась очень востребованной, мы выиграли ряд контрактов и создали себе имидж», - сказал Ильинцев. Другим успешным направлением деятельности пропульсивного Центра стало производство сборных винтов для ледоколов и судов ледового класса. «В мире такого опыта еще не было, и мы этим воспользовались. Сейчас за рубежом начали делать что-то подобное, но их технологии хуже и мы здесь являемся лидерами», - подчеркнул директор.

Успешно действует пропульсивный центр и в области разработки и создания навесных движителей в виде винторулевых колонок. «Сегодня мы поставляем винторулевые колонки для судов снабжения и создали 3 опытных образца мощностью 2,5, 3,5 и 9 мегаватт», отметил Ильинцев. По его словам, «наша продукция участвует в четырех тендерах и в трех из них имеет хорошие шансы на победу».

Успешно на предприятии развивается и тема создания водометных движителей. «Вначале нам оказали помощь, а сейчас мы в год Буксирное судно с винторулевой колонкой. Фото dvkapital.ruпроизводим по 2-3 комплекта движителей, которые обеспечивают высокую скорость, маневренность и малую осадку судна», - отметил Ильинцев. По его словам, катера с «нашими двигателями использовались на зимней Олимпиаде в Сочи».

Основной причиной нерешенности вопросов импортозамещения Ильинцев считает бюрократизм и заинтересованность по различным причинам отдельных структур в западной продукции и в западных технологиях. «Роль государственных структур еще и в том, чтобы не мешать инициативам снизу. Например, до 80% своего времени я трачу на всякого рода проверки, отчеты, выполнение каких-то требований и тому подобное», - подчеркнул Ильинцев.

Большой проблемой он считает разрыв поколений и отсутствие связующего звена. «Сегодня нет среднего звена, которое плавно заменяло бы руководителей в возрасте», - отметил он. Как одно из направлений улучшения деятельности системы образования он предложил более широко практиковать поездки специалистов и студентов по обмену.

Другая причина заключается в неумении отечественных разработчиков и производителей позиционировать себя на рынке. Кроме того, большую роль в импортозамещении представитель ЦС «Звездочка» отводит реальной конкуренции и прозрачности в этой области.

Ильинцев положительно оценил Форум «Технодоктрина». Как специалист «я здесь увидел глобальный взгляд на технологическое развитие России». По его мнению, «в целом идея очень правильная и я увидел в ней большую заинтересованность нашей молодежи». Он предложил придать Форуму международный масштаб.

В завершение Ильинцев подчеркнул: «Пока мы используем больше сырьевое направление. России следует наращивать экономическую мощь, которая является основным аргументом для уважения со стороны других».

 

Анатолий Соколов