Федеральное космическое агентство (Роскосмос) определило объем федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы в 2,436 трлн руб., передает Коммерсант. Если источники агентства правы, то сумма практически втрое превысит показатели рассчитанной на 2006-2015 годы ныне действующей ФКП. В ближайшее время документ пройдет согласование в заинтересованных ведомствах и министерствах. 

 

Финансовые параметры

 

Общий объем запрашиваемых средств составляет 2,436 трлн рублей. Из них 2,117 трлн рублей космическое ведомство планирует получить из бюджета, а еще 319 млрд -  из внебюджетных источников. По словам источника "Ъ", большую часть этих средств агентство планирует потратить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. "На эту статью из бюджета предлагается выделить 1,483 трлн руб. Кроме того, предполагается выделение государственных капитальных вложений в сумме 138 млрд руб., еще 495 млрд руб. указано в статье "Прочие расходы", - цитирует слова собеседника "Ъ".

Основная цель перспективной программы-2025 - поддержание национального космического потенциала на мировом уровне. В период с 2016 по 2025 год Роскосмосу предстоит создать сверхтяжелую ракету для запусков с космодрома Восточный, начать разработку робота-космонавта, который должен будет помогать экипажу Международной космической станции во время выходов в открытый космос, разработать и испытать новый пилотируемый корабль. Кроме того, предстоит ввести в строй автоматическую систему воздействия на астероиды, кометы и космический мусор и создать опытные образцы грузовых транспортно-манипуляционных машин космического назначения для перспективной высадки на Луне. В планах ведомства также разработка и создание новых космических аппаратов различного назначения: спутников связи, ретрансляции, навигации, дистанционного зондирования.

Но судя судя по тенденции последних лет, получить столько космическую сумму, пусть и на благие дела, Роскосмосу будет проблематично. Во-первых, ФКП-2025 превышает объемы, заданные в уже утвержденной госпрограмме "Космическая деятельность России до 2020 года" ( 2,1 трлн руб., включая внебюджетные источники). А во-вторых, исходя из нынешней экономической ситуации, на сокращении расходов по космической программе может настоять Минэкономики. 

 

В очередь за субсидиями

 

Как оказалось, денег не хватает не только Роскосмосу. На финансирование инвестиционной программы ОАО «РЖД» до 2020 года всего требуется 2,89 трлн рублей. Половину нашли, а половину просят у государства. На эти средства планируется сделать капитальный ремонт железнодорожных путей, провести модернизацию БАМа и Транссиба. В компании отмечают, что если получат деньги в полном объеме, выручка компании к 2020 году вырастет до 2,83 трлн рублей - почти на 60%. Если же деньги не будут получены, придется отказаться от расширения железнодорожных подходов к порту Мурманска, будет снижена скорость перевозки и надежность доставки.

По информации газеты «Ведомости», документ уже обсуждался на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Пока неизвестно, какое решение было прниято на данном совещании.

На очереди за триллионами уже стоит и "Роснефть". В августе глава компании Игорь Сечин пропросил государство о выделении из Фонда национального благосостояния более 2 трлн рублей.

В октябре стало известно, что деньги выделят, но не в такой сумме. "Общий объем средств ФНБ - чуть больше 3 трлн руб.Не такая большая часть средств фонда осталась незадействованной". Безусловно, заявочная позиция ("Роснефти") будет существенно отличаться от результата рассмотрения", - подчеркнул глава Минфина  РФ Антон Силуанов.

Пока ясность есть только в одном: выделения пойдут точно не за счет РЖД. В конце 2013 года правительство утвердило по 150 млрд рублей на строительство Центральной кольцевой автодороги и проекты по развитию БАМа и Транссиба. Пересматриваться они не будут.

 Марина Староверкина