Второй рабочий день первого Всероссийского Форума технологического лидерства России стал активным продолжением конференции «Технологическое развитие России: Ключевые проблемы и решения». Работа проходила по четырем секция.

Фото А. СоколовПервая секция «Молодые руководители – источники изменений и инноваций» обсуждались вопросы подготовки и совершенствования молодых кадров. Вторая секция была посвящена развитию технологического предпринимательства. Третья рабочая секция «Развитие системного инжиниринга в России и другие технологии импортонезависимости» стала самой массовой по посещаемости.

Ее участники обсуждали вопросы импортозамещения и импортонезависимости, поддержки отечественных техностартапов, места инжиниринговых компаний и создания молодежных компаний и центров.

В числе выступивших были представители науки и промышленности, опытные администраторы и молодые практики. В частности, Михаил Воронов (профессор, доктор технических наук) одной из основных причин нынешнего состояния технологического развития России считает отсутствие системного подхода в отраслях промышленности, за исключением «космической отрасли».

Большой интерес присутствующих вызвал доклад заместителя генерального директора Центра судоремонта «Звездочка» Александра Ильинцева. По его словам, «за годы перестройки состарилось целое поколение рабочих, специалистов и руководителей, были утрачены ряд компетенций». Он отметил, что для дальнейшего развития г. Северодвинска «мы стали усиленно заниматься тем, что умели делать, в частности гребные винты».

По его словам, сегодня в разные страны поставлено более 300 гребных винтов, в т.ч. и для круизных лайнеров и судов ледовогоАлександр Ильинцев. Фото А. Соколов класса. «В этой области мы не потеряли компетенции и находимся в числе лидеров», - подчеркнул он.

В вопросе импортозамещения «Звездочка» использует три пути: лицензионное соглашения, поэтапную локализацию производства и непосредственное импортозамещение. Последнее предполагает «создание собственных прорывных технологий и решений с максимальным использованием отечественных компонентов и технологий».

По его словам, «сейчас в судостроении до 50% комплектующих импортные и быстро решить эту проблему не просто». Одним из основных направлений, по его мнению, является «государственная поддержка путем повышения пошлин на зарубежные комплектующие и пакетные решения». Кроме того, практик считает необходимым усилить подготовку своих специалистов. «Одно рабочее место в судостроительной отрасли способствует созданию 5-12 рабочих мест в смежных отраслях», - сказал Ильинцев.

Положительным примером поэтапного импортозамещения он считает Южную Корею, которая сегодня достигла 80% уровня локализации комплектующих для своей судостроительной отрасли.

В рамках четвертой рабочей секции («Открытая стратегическая сессия «Открытое пространство») вопросы для обсуждения предлагали сами участники. Одновременно определялся и рейтинг предложенных тем.

Во второй половине дня прошла форсайт-сессия «Разработка ключевых параметров доктрины научно-технического развития России» и итоговое пленарное заседание.

 

Анатолий Соколов