Об этом постановлении говорится в Федеральном законе № 101-ФЗ от 05.05.2014 («О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка»), известного также как закон о запрете ненормативной лексики в кино и на сцене. В ст. 5 Федерального закона речь идет о том, что «прокатное удостоверение на фильм не выдается в случае, если фильм содержит <...> материалы, пропагандирующие <...> культ насилия и жестокости». Под это широкое определение можно списать огромное количество фильмов и мультфильмов зарубежного и – что самое интересное – отечественного кинопроката.  «Пропагандой» можно считать большинство боевиков и хорроров, так как  натуралистическое изображение насилия лежит в основе этих жанров и имеет многовековую литературную и театральную традицию, предшествующую появлению киноискусства. Разграничить же пропаганду и натуралистичный показ весьма сложно: не до конца изучен вопрос о том, что можно считать пропагандой и где проходить грань между влиянием на сознание зрителя и художественными средствами, которые используют режиссеры.

 

Слона-то я и не заметил

 

 Ничего лишнего: Вступает в силу закон о запрете мата в искусстве

1 июля, вступает в силу закона о запрете ненормативной лексики в произведениях искусства и литературы, театральных постановках и других публичных развлекательных мероприятиях.

На прошедшем недавно ММКФ актеры и режиссеры активно высказывались на тему нового закона о запрете нецензурной брани в фильмах, спектаклях и книгах. Высказались такие деятели культуры, как Никита Михалков, Валерия Гай Германика, Иван Охлобыстин и многие другие. Про значение и роль мата в русском языке было сказано достаточно, однако, похоже, ни журналисты, ни деятели шоу-бизнеса сам закон даже не открывали. В то время как там черным по белому написано, что не только мат окажется в опале у российских властей, но также пропаганда насилия.

Как сказали «Известиям» в Министерстве культуры, под запретом окажутся только те фильмы, которые открыто призывают к насилию и жестокости. Механизмы выявления пропаганды насилия в языковых конструкциях уже наработан на основе анализа экстремистских материалов, но, по мнению экспертов, вероятность его применения в кино невелика, как пишет газета.

— Речь идет о прямой пропаганде — когда фильм фактически говорит: делай так, это хорошо, это правильно, — заявил директор департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов. — В тех случаях, когда сотрудники ведомства не смогут однозначно решить, есть ли в фильме пропаганда культа насилия и жестокости, они обратятся к специалистам — культурологам и психологам.

По поводу визуальной пропаганды власти также будут обращаться к специалиста. Остальным боевикам и хоррорам, тем, которые не содержат подобных сцен, в прокате будет присваиваться категория «18+».

 

«Нас так долго учили любить твои запретные плоды»

 

Вообще, такая расплывчатая формулировка – «пропаганда насилия и жестокости» - не совсем приличествует нормативному акту. Депутатам необходимо уточнить, что именно имеется в виду, какая «доза» насилия уместна в художественном произведении. Если говорить о целесообразности проекта, то в последние 20 лет, с тех пор, когда на экранах телевизоров стала появляться так называемая «чернуха», американские боевики и фильмы ужасов, криминальная ситуация резко обострилась по всей стране. Зрители привыкают видеть сцены убийства, насилия, драк, крови, и ценность человеческой жизни нивелируется, нисходя до ничтожного значения. Этому также способствует подробное освещение боевых конфликтов в разных точках мира. И если в фильмах – как зарубежных, так и наших - насилие обычно хоть и осуждается, но представляет собой некий эпичный образ, привлекательный для зрителя (вспомним такие яркие в этом отношении фильмы, как «Бойцовский клуб», «Крепкий орешек», «Рэмбо», «Убить Билла» и другие), то в новостях этого, конечно, нет. По мнению главного редактора журнала «Искусство кино», киноведа Даниила Дондурея, экспертам придется решать практически неразрешимую задачу. Он заявил «Известиям», что «определить степень жестокости невероятно сложно в смысловом плане, а также в профессиональном, концептуальном и нравственном. Вспомните, как в фильме Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» с Потемкинской лестницы катится коляска — это беспрецедентный и очень жесткий рассказ о насилии. В то же время в российских сериалах ежевечерне убивают несметное количество людей, и горы трупов не вызывают абсолютно никаких эмоций». При этом, в законе никак не рассматривается возможность того, что режиссер при помощи сцен насилия выражает некую очень важную авторскую мысль, как это сделано у великих русских режиссеров С.Эйзенштейна и А.Тарковского, чей авторитет в области кино не может подвергаться никакому сомнению.

Проблема в том, что по закону человеческой психики верим мы всему, что видим, это непременно откладывается в подсознании, неважно, с каким знаком – плюс или минус. Откровенно говоря, возможно, здесь и лежит причина беспрецедентно частных случаев применения оружия подростками в американских школах: неразвитая психика ребенка в сочетании с открытыми источниками получения оружия дают такой результат. Поэтому, по логике вещей, закон не абсурден сам по себе, просто у юристов нет пока возможности четко разграничить, что хорошо показывать, а что плохо, поэтому под эту гребенку – судя по закону - подпадают все фильмы, в которых есть какие-либо сцены насилия. К тому же, подобная мера может, по мнению экспертов, быть ответом России на санкции Запада: ведь кинопрокат в нашей стране собирает очень много средств, две трети фильмов – американского производства. А это значит, что русскому зрителю пора попрощаться с любимыми американскими боевиками.

По всем признакам, Россия возвращается в Советский союз – с поправкой на секс. Уж он-то у нас будет в изобилии, его пока что никто не запретил (если не считать Интернет-контент с педофилией, за которым объявлена настоящая правительственная охота). Поэтому отныне дети будут смотреть «Лунтика», а взрослые – пересматривать добрые советские комедии и довольствоваться теми произведениями зарубежного искусства, которые не наносят вреда хрупкой психике зрителя.

Кристина Игнатова