Институт гражданского общества является незаменимым звеном в существовании любого государства, более того, само государство создается как средство реализации и защиты интересов общества. Государство создается как регулятор взаимоотношений внутри общества. Причем тут важна и обратная связь, когда общество может воздействовать на регулятора. Диалог общества и государства особенно важен в эпоху модернизации структуры, борьбы с коррупцией, бесчинства и бездействия властей. В связи с этим обществу необходимо иметь инструмент, по средствам которого оно сможет оказывать необходимое воздействие. Таким инструментов является общественный контроль.

Чтобы стать общественным контроллером не достаточно просто наблюдать за работой госорганов, во-первых, нужно состоять в Общественной палате или палате из субъектов, или в муниципальных образованиях и общественных советах при госорганах.

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Отметим, что он был внесен в Госдуму президентом РФ Владимиром Путиным.

В целом документ направлен на создание правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций.

 

Формы общественного контроля

 

Главное нововведение законопроекта заключается в том, что впервые граждан наделили полномочиями осуществлять контроль деятельности органов государственной власти. Также впервые граждане и общественные организации наряду с различными органами власти признаны в качестве субъектов, осуществляющих общественный контроль.

При реализации своих прав деятельность граждан РФ или общественных организаций должна выражаться одной из форм общественного контроля: общественный мониторинг, то есть постоянное, систематическое наблюдение; общественная экспертиза - анализ и оценка документов и материалов; общественные слушания, обсуждение принятия решений органами госвласти.

 

Добровольное участие граждан в охране общественного порядка

 

Другим законопроектом, реализующим права граждан осуществлять непосредственное участие в управлении делами государства, является законом «Об участии граждан в охране общественного порядка». Законом установлены принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников. Соответствующий законопроект, принятый Госдумой 24 марта, вступит в законную силу 2 июля.

Участие граждан в охране общественного порядка должно осуществляться на основе следующих принципов: добровольности, законности, приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина, права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом, взаимодействия с полицией, иными правоохранительными органами, органами госвласти, а также недопустимости подмены полномочий полиции, иных правоохранительных органов, органов госвласти и местного самоуправления.

 

Что должен знать гражданин, вступая в ряды охранников общественного порядка?

 

Для начала надо знать о том, какие вообще формы участия граждан в такой охране предусмотрены. Во-первых, это содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, а также внештатное сотрудничество с полицией. Во-вторых, участие в поиске лиц, пропавших без вести. В третьих, участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности и деятельности народных дружин.

Определившись с формой добровольного участия, добровольцу нужно уяснить права и обязанности, в числе которых: ограничения для соответствующих лиц и органов государственной власти на участие в охране порядка, меры поощрения, в том числе материального характера. Например, предусмотрено награждение грамотой, выдача ценных подарков или денежных премий наиболее активным участникам охраны порядка.

Кстати, за особые заслуги, проявленные при этом личное мужество и героизм, граждане могут представляться к награждению государственными наградами РФ. Также для народных дружинников предусмотрена возможность личного страхования, обеспечения их проездными билетами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения, предоставления ежегодного дополнительного отпуска по месту работы до 10 календарных дней без сохранения зарплаты.

 

Гарантии обеспечения уголовно-правовой защиты

 

Следует отметить, что требования народного дружинника или внештатного сотрудника полиции подлежат обязательному исполнению. При этом за невыполнение их законных требований, а также за превышение данными лицами своих полномочий в связи с участием в охране общественного порядка, предусмотрена административная ответственность.

А поскольку указанные категории граждан привлекаются к осуществлению части правоохранительных функций по охране общественного порядка, депутаты считают необходимым обеспечить им соответствующую уголовно-правовую защиту.

Таким образом, в Уголовном кодексе РФ планируется закрепить гарантии обеспечения уголовно-правовой защиты: народного дружинника, внештатного сотрудника полицииичлена казачьего общества. Например, предлагается дополнить ст.317 УК РФ нормой о привлечении к уголовной ответственности за посягательство на жизнь народного дружинника, внештатного сотрудника полиции, члена казачьего общества. 

По мнению авторов законопроекта, установление такой защиты должно способствовать развитию общественных институтов охраны общественного порядка.

Надеемся, что реализация указанных законов поможет привлечь к охране общественного порядка на добровольной основе максимальное количество российских граждан. Тем не менее, уже сейчас можно смело утверждать, что на деле этот закон позволит реализовать принцип народовластия, законности и справедливости.

Алиса Ермакова