В пятницу 20 июня Украина, по идее, должна начать возвращать России очередной денежный долг. Но только теоретически и гипотетически.

Судя по всему, киевские правители не намерены никому ничего платить, зато готовы превратить свою республику во всемирную попрошайку. При этом сами же проводят самоубийственную и разрушительную политику отказов от верных доходов и прибылей.

О том, что настал срок первых купонных выплат по еврооблигациям, а именно 75 миллионов долларов, похоже, помнят только кредиторы в Москвы.

О том, что настал срок, когда Украине положено произвести первые купонные выплаты по еврооблигациям, а именно 75 миллионов долларов, похоже, помнят только кредиторы в Москвы. Во всяком случае, соответствующее заявление сделал замминистра финансов России Сергей Сторчак. А Киев пока отмалчивается.

История эта тянется еще с прошлого года, когда президентом Украины не только номинально считался, но и был Виктор Янукович. Тогда Россия предоставила Киеву кредит на сумму в 15 миллиардов долларов, но реально успела только выкупить суверенные евробонды Украины на 3 миллиарда.

Затем в Киеве произошел государственный переворот, и суверенный долг, так сказать, завис. Может быть, нынешнее правительство и президент Петр Порошенко не считают себя обязанными отвечать по долгам Януковича?

Так в свое время поступило советское правительство, которое после Октябрьской революции 1917 года отказалось отвечать по долгам «царского режима». По крайней мере, так это официально преподносилось в советской истории. Хотя на самом деле советская власть выплатила все долги, только сделала это тихо и кулуарно.

Ни одно нормальное и уважающее себя государство, даже если оно декларирует построение «нового мира», не хочет нести на себе ярлык несостоятельного должника. Такое может себе позволить банановая республика или нищая африканская страна, которым нечего терять и только и остается «бить на жалость».

 Что ждет Украину после проведения брюссельских реформ

Политическая часть соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС была подписана в марте, теперь ожидается подписание экономической части.

Если таким же путем намерены пойти киевские власти, то им ничего не останется, кроме позора. Правда, пока они ведут себя именно таким образом. Но все не так однозначно.

В интервью порталу News2.ru эксперт по госдолгу Игорь Беляков так объяснил эту коллизию:

 «Украина считает, что ее обидели и теперь она может делать что угодно. Такую позицию мы видим, например, в переговорах по оплате газового долга. В принципе естественно предположить, что она распространится и на суверенный долг… Но величина выплат достаточно небольшая. Кроме того, долг был оформлен в виде еврооблигаций, а это международный инструмент. И отказываться от обязательств по еврооблигациям невыгодно для Украины с точки зрения ее имиджа как участника международных финансовых отношений».

Впрочем, не исключено, что Киеву поздно начинать заботиться о международном имидже, он и без того чрезвычайно непривлекателен, и портить его просто дальше некуда. Об этом свидетельствуют адекватные и объективные западные эксперты. Например, Майкл Биньон, обозреватель британской The Times, в принципе, неблагожелательно настроенный по отношению к России, доходчиво разъяснил, что декларации видных западных политиков надо отделять от их реальных действий.

Президент США Барак Обама может сколько угодно говорить о том, что он «решительно настроен поддерживать украинский народ не только в ближайшие дни, но и в ближайшие годы», и заодно с народом поддерживать избранника этого народа Петра Порошенко.

Майкл Биньон: «Любая помощь Запада будет зависеть от того, насколько срочно новая украинская власть примется реализовывать фундаментальные реформы».

Но, как пишет Биньон, «любая помощь Запада будет зависеть от того, насколько срочно новая украинская власть примется реализовывать фундаментальные реформы».

В то же время опросы авторитетного Центра исследований Пью показывают, что шансов провести такие реформы не очень много. Только 45 процентов украинцев согласны принять экономическую помощь в обмен на уменьшение бюджетных расходов и социальных выплат официальным Киевом. 28% опрошенных против урезания расходов из бюджета, а среди лиц в возрасте 50 лет и старше поддержка политики строгой экономии вообще очень незначительна.

Нормальная и здоровая реакция. Жители Украины не хотят шоковой терапии, повышения цен на топливо и газ, и чтобы при этом не повышались пенсии, и без того нищенские. Но и это еще не все проблемы.

«Любой экономический разлад между Киевом и Москвой нанесет удар по украинской промышленности, и Запад не сможет компенсировать украинцам потерю российских рынков», - пишет Биньон. О чем речь? Украинские предприятия в отраслях тяжелой промышленности, особенно оборонной, почти полностью зависят от экспорта восточному соседу.

Сами заводы устарели, неэффективны и неконкурентоспособны, и никаких других рынков они не найдут. По мнению экспертов, одно только сокращение заказов из России на грузовые железнодорожные вагоны уже стоило Украине 3 миллиардов долларов годового дохода.

В обмен на помощь Киеву Запад и МВФ станут требовать закрытия большинства неприбыльных предприятий.

Более того. В обмен на помощь Киеву Запад и МВФ станут требовать закрытия большинства этих неприбыльных предприятий. И в результате, как подсчитано, для компенсации Украине утраченных экспортных рынков и рабочих мест, понадобится минимум 276 миллиардов долларов. Сумма невероятная, это фантастика, причем не научная.

Еще раз подчеркнем, что эти аргументы излагает британский обозреватель, дружественно настроенный по отношению к Украине. Но факты – суровая вещь. И из них можно сделать только один вывод: если украинские власти намерены только попрошайничать, бить на жалость в планетарном объеме и не отдавать долгов, то они ничего добьются, кроме полного и окончательного краха для своего государства.

 

Николай Троицкий