Международный Форум «Технологии безопасности» (Москва, 11-14 февраля) стал очередным этапом в области совершенствования средств обеспечения государства и личности.

Одну из наиболее представительных экспозиций представила группа российских компаний STT Group. Ее стенд с образцами средств обнаружения инженерных боеприпасов и самодельных взрывных устройств (СВУ) неизменно привлекал внимание посетителей и специалистов.

О некоторых из них и планах в области дальнейшего совершенствования средств инженерной разведки местности в эксклюзивном интервью «Росинформбюро» рассказал генеральный директор Владимир Ткач.

– Владимир Николаевич, STTGroup уже не первый раз демонстрирует свои изделия на этой выставке, и они очень похожи на те, которые можно было увидеть ранее. Есть ли новинки среди них и на что Вы хотели бы обратить внимание потенциальных заказчиков?

– Действительно, представленные здесь специальные приборы внешне похожи на те, которые мы показывали раньше. Однако это только кажется, а на самом деле их возможности и «начинка» значительно отличаются от предыдущих версий. И надпись «Новинка» на ряде приборов, несмотря на их внешнюю схожесть с предыдущей версией, не «хитрый» коммерческий ход, а соответствует действительности.Нелинейный локатор NR-900S. Фото А. Соколов

На форуме мы представили практически полную линейку средств разведки инженерных боеприпасов (мин) самого различного назначения и СВУ. В первую очередь я хотел бы обратить внимание на новую версию нелинейного локатора NR-900S, принятого в 2013 г. на снабжение российской армии и более известного в войсках под названием «Коршун».

Он, как и первый вариант исполнения, предназначен для обнаружения радиоуправляемых взрывных устройств, устройств негласного съема информации и др. устройств с полупроводниковыми элементами.

Однако в новом исполнении обладает большей дальностью обнаружения и на килограмм меньше предыдущего варианта, вес которого составлял 5 кг. А это важно для бойцов, которые зачастую длительное время ведут поиск в самых неблагоприятных условиях.

Кроме того, новый локатор отличается модульным исполнением, возможностью использования в условиях помех и обнаружением на «слух» работающих механических, электромеханических и электронных Многофункциональный нелинейный локатор NR-2000. Фото А. Соколовустройств.

Хотел бы отметить и еще одно наше изделие – многофункциональный нелинейный локатор NR-2000. Наряду с поиском взрывоопасных предметов на фоне сложных техногенных помех, этот локатор обеспечивает уверенное обнаружение мобильных телефонов и SIM-карт, а также электронных устройств негласного съема информации.

Кстати, 26 комплектов этого прибора будут использоваться в системе обеспечения безопасности зимних Олимпийских игр в Сочи.

Что представляет собой прибор с рамкой на конце штанги и внешне похожий на миноискатель?

Кроме обнаружителя нелинейных кабельных коммуникаций на снабжение нашей армии в прошлом году принята и новая версия миноискателя – металлодетектор селективный переносной индукционный NR-MD.

Он предназначен для обнаружения взрывоопасных предметов с металлическими элементами на поверхности и в глубине грунта, воды, снега и кирпичной кладки Прибор по своим характеристикам не уступает лучшим зарубежным образцам.Металлодетектор селективный переносный индукционный NR-MD. Фото А. Соколов

Металлодетектор имеет звуковую и световую сигнализацию обнаруженного объекта и классифицирует его по размеру и типу металла. Оператор прибора может самостоятельно настроить чувствительность и др. его параметры, а мини ЭВМ - визуализировать информацию и изменять стандартные настройки.

При рабочей массе 2,2 кг NR-MD из транспортного положения в рабочее состояние переводится в течение 3 мин. и готов к применению через 10 мин. после включения питания.

При темпе работы около 300 кв. м в час глубина обнаружения итальянской пластмассовой противопехотной мины составляет 12-14 см, а время непрерывной работы - не менее 8 часов. Кроме того, прибор имеет режим запоминания образа наиболее часто встречающихся взрывных устройств.

Это позволяет непосредственно в ходе поиска сразу определять тип обнаруженного объекта. В целом его возможности на 10% превышают аналогичные показатели предыдущей версии.


– Сегодня, наряду с радиоуправляемыми, широко используются взрывные устройства с проводными линиями подрыва. Что предлагает
STTGroup в этой области?

Специалисты нашей компании разработали переносный искатель проводных линий (ПИПЛ) управления NR-12C для обнаружения управляемых по кабелю взрывных устройств. С гарантированным сроком эксплуатации 5 лет он уже принят на снабжение и находится в серийном производстве.

Переносный искатель проводных линий управления NR-12C. Фото А. СоколовПрибор может использоваться для проверки дорог, местности и отдельных объектов на наличие мин, СВУ и др. взрывоопасных предметов, проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий по выявлению тайников с оружием и решения др. антитеррористических задач.

При массе до 3,3 кг он обеспечивает поиск объекта со скоростью 3-5 км/ч в течение не менее 10 час и определение его местоположения с точностью не хуже 10 см. Время на подготовку прибора к работе не превышает 10 минут.

Искатель NR-12C обеспечивает обнаружение линий управления подрывом, в т.ч. и коротких, на глубине до 30 см, легко адаптируется под рост оператора, высоту растительности и рельеф местности, имеет два режима работы, звуковую и световую индикацию. Кроме того, прибор может работать с разнесенными передатчиком и приемником сигналов.

Искатель известен и за рубежом. Партия из 10 приборов поставлена в испанскую армию и ее специалисты, после обучения у нас, широко применяют его в Афганистане. Активный интерес к NR-12C проявили и в армии Колумбии. Ее представители были у нас и испытали прибор на полигоне. По их мнению, ближайший британский конкурент уступает нашему изделию по глубине обнаружения и не способен обнаруживать короткие кабельные линии.

– Владимир Николаевич, что представляет собой изделие «Стрекоза», которое вызвало к себе большой интерес со стороны специалистов?

– Это демонстрационный образец нашей инициативной разработки под названием «Стрекоза». Она представляет собой беспилотный летательный аппарат с нелинейным локатором типа «Коршун».

Комплекс предназначен для обнаружения самодельных взрывных устройств в ходе специальных операций и может использоваться в составе других мобильных (роботизированных) комплексов инженерной разведки.

Беспилотник с нелинейным локатором и каналом передачи и приема информации может находиться в воздухе до 40 минут. В ходе первых натурных экспериментов «Стрекоза» взрывоопасные устройства обнаруживала с высоты 30 - 40 м. В ближайшее время с потенциальным заказчиком мы согласуем вопросы применения комплекса совместно с другими средствами разведки, установленными на бронемашинах для проверки маршрутов перемещения в движении.

Принцип применения состоит в следующем. При обнаружении взрывного устройства машина останавливается, и местоположение объекта определяет сапер с миноискателем. В нашем случае вместо сапера с останов

ившейся бронемашины взлетает «Стрекоза», которая определяет координаты взрывного устройства и передает обычную и видеоинформацию. Далее взрывное устройство уничтожается любым из доступных способов.Комплекс дистанционного обнаружения СВУ на БЛА "Стрекоза". Фото А. Соколов


– Есть ли интерес к «Стрекозе» со стороны силовых структур?

Уже состоялся предварительный разговор с представителями руководства внутренних войск МВД РФ, с поисками которых совпала цель нашей работы. Они думали об этой проблеме, а мы предложили вариант ее решения.

В ближайшее время планируется совместное научно-техническое совещание для сближения наших позиций. Это необходимо для того, чтобы технические «ботаники» создали то, что необходимо потребителю.


– О чем еще Вы хотели бы сказать?

Наша сокровенная задумка - размещение поисковой локационной техники на бронебазе и сегодня мы достаточно близко подошли к ее решению. У нас уже есть локационный модуль из двух локаторов, который выдерживает ударные нагрузки при размещении на броне. Антенная система с необходимыми устройствами может быть размещена в передней части машины, а внутри - система визуализации данных.


– Вы планируете создание специализированной машины?

Да, мы хотели бы создать специализированную машину для разведки маршрутов передвижения войсковых колонн. Ранее это была машина с дорожным дистанционным искателем мин (ДИМ).

Пульт управления металлодетектором NR-MD. Фото А. СоколовВ кооперации с Калининградским пограничным институтом и на их базе мы уже провели масштабные испытания. При этом вероятность обнаружения инженерных боеприпасов и СВУ достигала 98%, что вселяет надежду и желание решить эту задачу.

– Владимир Николаевич, что еще вы можете добавить к сказанному?

В 2013 г. нашей компании присвоено звание единственного поставщика армии. С одной стороны это высокая оценка нашего труда. А с другой стороны, видимо это не очень правильно, когда частное и относительно небольшое предприятие является единственным поставщиком. И еще одно.

Сейчас мы имеем трехгодичный план на поставку нашей продукции, что позволяет планировать нашу дальнейшую работу. Но, к большому сожалению, этот план основан на цифрах, которые ранее определил уже бывший министр Сердюков. Тогда сформированные начальником инженерных войск с учетом реальных потребностей количество средств разведки было снижено в 10 раз.

Представляется, что сегодня это не очень правильно и хочется надеяться, что плановые показатели будут скорректированы нынешним руководством Минобороны.

 

Анатолий Соколов