Мероприятие, которое замыслили провести в столице, предварительно носит название «Объединенный митинг против исламофобии, кавказофобии и ксенофобии». Устроить его планируют 26 января на Манежной площади, заявку намереваются подать на один миллион человек. Несанкционированных митингов обещают не проводить.

Об этом рассказали организаторы и инициаторы митинга на пресс-конференции в Независимом пресс-центре на Пречистенке – Абакар Абакаров, Хирамагомед Магомедов, Наиль Набиуллин и Бахром Хамраев. Напрашивается вопрос: Кто все эти люди?

Господин Абакаров, который вел пресс-конференции, с одной стороны, является членом Российского Конгресса народов Кавказа (РКНК), но, с другой стороны, представляет только самого себя. РКНК в категорической форме отмежевался от митинга и не планирует проводить никаких массовых мероприятий – но не вообще, а почему-то до и во время Олимпиады в Сочи – так написано в специальном заявлении Конгресса.

В отличие от автономного и сугубо индивидуального Абакарова, Магомедов и Набиуллин представляют молодежные общественные организации из Дагестана и Татарстана. Наконец, Хамараев числится одновременно политэмигрантом из Узбекистана и российско-узбекским правозащитником, борющимся за права мигрантов.

Все они вместе попытались объяснить причины проведения митинга против исламофобии, кавказофобии и ксенофобии. По их словам, этими фобиями грешат в России СМИ, «аффилированные с властью». Против чего они и решили выступить. А Манежную площадь выбрали из символических соображений: именно там два года назад прошел стихийный митинг с ярко выраженными антикавказскими лозунегами.

Никакой единой организации вышеперечисленные четыре общественника пока не образовали. Более того, им не очень понравилось, когда их назвали «исламскими активистами». По словам Абакарова, среди организаторов митинга будут не только мусульмане, но и множество других, самых разных общественных организаций.

Конкретизировать и составить список активист пообещал попозже, уже в следующем году, после того, как он и его товарищи проведут консультации и переговоры с некими организациями, выступающими за равноправие и стабильность.

Уже ясно, что среди этих организаций не будет Конгресса народов Кавказа. Как, впрочем, и других официально признанных структур – Духовных управлений мусульман, руководства Чеченской республики, правительства Дагестана и так далее. Все вышеперечисленные организации и их лидеры выступают против митинга, заявку на который намереваются подать Абакаров и его товарищи.

В этом-то и кроется проблема как для организаторов антиксенофобского митинга, так и для их единомышленников. Дело в том, что в России нет и быть не может никакой официальной исламофобии и кавказофобии. В то же время власть и правоохранительные органы считают подозрительными – и соответственным образом относятся – к любым исламским ячейкам, группам, организациям, пытающимся действовать самостоятельно и уйти в «автономное плавание».

Неважно, вокруг чего собирается эта группа или ячейка – медресе, то есть духовное училище, некое общество-кружок по изучению Корана или даже детский сад. По мнению экспертов из компетентных органов, такие неподконтрольные группы, созданные по религиозному исламскому принципу, могут легко стать гнездом ваххабитов, шахидов, всяческих экстремистов и даже террористов.

Само собой, подобного рода выводы делаются на основе конкретных фактов и неумолимых тенденций. Нет никаких оснований считать, будто все или большинство мусульман «склонны к терроризму». Это полная ерунда. Однако опыт показывает, что самодеятельные объединения исламистов легко становятся питательной средой для радикалов, в том числе  для террористов.

Близорукие и прекраснодушные правозащитники, между прочим, далеко не всегда в состоянии отличить гнездо экстремистов от мирной ячейки гражданского общества. И если правоохранители исходят из принципа «лучше перебдеть, чем недобдеть», который разделяется преобладающим большинством общества, то у гражданских активистов противоположный подход.

Поэтому и происходят трения, непонимание и жесткие конфликты между властью и исламскими общественными организациями. И никакие митинги тут не помогут. Да и не будет никогда согласовано публичное массовое выступление в центре Москвы, на Манежной площади, не то что миллиона, но даже хотя бы пяти или десяти тысяч мусульман.

 

Николай Троицкий

 

 Тем временем

Как пишет «Независимая газета», недавно в Казани прошла серия акций «в защиту конституционных прав мусульман», организованная Союзом татарской молодежи «Азатлык». Пикеты против притеснений мусульман в пятницу и субботу собрали на центральной улице столицы Татарстана – проспекте Баумана – около полусотни человек с плакатами и флагами с символикой «Азатлыка» (татар. «Свобода»): воющего волка на зеленом фоне и тамги Золотой Орды. Накануне акций в Казани в блогах националистов появился призыв к мобилизации сторонников из других регионов, где проживают крупные татарские общины. 29 ноября в Махачкале прошел аналогичный митинг, среди организаторов которого был Абакар Абакаров. Он сообщил, что в мероприятии участвовали помимо дагестанцев представители Чечни, Ингушетии, Северной Осетии и Ставропольского края (в котором проживает крупная мусульманская диаспора), планировали, но не смогли прибыть их единомышленники из Кабардино-Балкарии. Непосредственным поводом для митинга стала поддержка адвоката Мурада Мусаева, против которого Следственный комитет возбудил уголовные дела по обвинению в подкупе или угрозах в адрес свидетелей по делу об убийстве полковника Буданова. Но на митинге также говорили о запрете хиджабов и строительства мечетей.