В ходе Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2013» Московский научно-исследовательский институт (МНИРТИ) продемонстрировал модель легкого многоцелевого самолета-лаборатории «Чирок». В дальнейшем на его базе будет создан беспилотный летательный аппарат с уникальными свойствами. Об этом в интервью «Росинформбюро» рассказал Алексей Смирнов, начальник отделения беспилотных летательных аппаратов МНИИРТИ.

 

– Алексей Федорович, чем интересен этот летательный аппарат?

БЛА "Чирок". Фото: А.Соколов– Многоцелевой беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Чирок» создается в инициативном порядке и на широкое обозрение представлен впервые. Аппарат двойного назначения, предназначен для мониторинга земной (водной) поверхности и может решать эти задачи в автоматическом режиме. Мы создаем БЛА, который по своим характеристикам не будет уступать зарубежным аналогам.

Благодаря уникальному шасси на воздушной подушке длина разбега «Чирка» не превышает 100 м, а полная взлетная дистанция до высоты 15 м – 200 м. Аппарат способен осуществлять полеты на высотах до 6000 м с максимальной (крейсерской) скоростью 350 (250) км/ч в течение 10-12 часов. При максимальном взлетной массе до 700 кг БЛА способен нести до 275 кг полезной нагрузки. В качестве полезной нагрузки могут использоваться различные оптико-электронные средства, а также целевая сбрасываемая нагрузка. Сегодня ведутся активные работы по дальнейшему увеличению длительности полета и др. характеристик БЛА «Чирок».

 

– Чем отличается БЛА «Чирок» от известных типов беспилотников?

– В зависимости от массы и решаемых задач сегодня используются различные способы взлета беспилотных летательных аппаратов. Аппараты массой от 200 кг и более, как правило, запускаются в воздух с использованием катапульт, или взлетно-посадочных полос (ВПП). При этом грунт должен выдерживать давление не менее 4 кг на квадратный сантиметр. Несмотря на достаточно большую массу нашего аппарата, мы отказались от традиционных способов пуска БЛА и использовали шасси на воздушной подушке.

Такое шасси позволяет использовать БЛА в условиях отсутствия удобных площадок и значительно снижает требования к качеству поверхности. Особенно это актуально, когда местность в районе применения БЛА имеет неровную (кочки высотой до 200 мм) поверхность с мягким и вязким грунтом. Давление нашего аппарата на грунт значительно ниже указанных и он способен взлетать и садиться практически с любой площадки, протяженностью не менее 100 м. Кроме того, «Чирок» может двигаться по водной (заболоченной) поверхности и рыхлому снегу.

После набора высоты 15 м и более БЛА осуществляет полет как обычный самолет. При этом уникальная мембрана (масса 16 кг, толщина около 2 мм) за счет особой конструкции как бы «прилипает» к днищу аппарата. Это обеспечивает высокие аэродинамическое качество и др. характеристики беспилотника.

 

– На чем основано действие мембраны до и после взлета БЛА «Чирок»?

– Внутри аппарата установлен центробежный вентилятор, который имеет временную механическую связь с двигателем. Перед взлетом через муфту сцепления вентилятор начинает вращаться и нагнетать воздух через отверстия (8 мм) между замкнутой кольцевой мембраной и днищем аппарата. В результате мембрана раздувается и приобретает форму «тора-бублика» с давлением внутри него порядка 100 кг на квадратный метр.

Выходящий из мембраны воздух поднимает аппарат на высоту до 20 мм и полностью исключает трение между днищем БЛА и поверхностью. После отрыва и набора высоты 15 м вентилятор выключается, и двигатель полностью используется для вращения тянущих винтов. После прекращения подачи воздуха мембрана за счет собственного натяжения и под давлением набегающего потока воздуха «прилипает» к днищу самолета.

Хочу отметить, что, несмотря на кажущийся широкий фюзеляж испытания в аэродинамической трубе показали хорошее аэродинамическое качество, которое составляет 17 единиц. Для сравнения, в 60-70 гг. планеры КС-12 в парящем режиме имели качество 17,5 единиц.

В ближайшие 1,5-2 г. планируется создать пилотируемую летающую лабораторию, на которой под управлением пилота с помощью наземной станции будут отработаны алгоритмы взлета и посадки, использования полезной нагрузки. Окончательный вариант будет беспилотный. В настоящее время аналогов БЛА «Чирок» в мире нет. Заметный интерес к нашему аппарату уже проявили МЧС, Минобороны и другие силовые структуры.

 

Анатолий Соколов