Новые федеральные законы, регулирующие закупочную деятельность предприятий ОПК (223-ФЗ, 44-ФЗ) могут стать объектами критики не менее чем через 3 года после их практической работы. Об этом заявил заместитель Председателя военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ Олег Бочкарев на первой Всероссийской конференции «Закупки в оборонно-промышленном комплексе».

Конференция прошла 21 ноября при поддержке ПВК и участии представителей Минобороны РФ, Рособоронпоставки, Минэкономразвития России, ФАС России, Счетной палаты РФ, Росфиннадзора, ФСТ России и Роскосмоса.

Агентству «Росинформбюро» Бочкарев пояснил, что эти законы «очень мощные», достаточно подробные и стали продуктом длительной и кропотливой работы. Он заметил, что практика применения даст «определенную пищу» для их дальнейшего совершенствования. Так, закон 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5.04.2013 г.) будет иметь еще 62 сопутствующих нормативных акта. Федеральный закон 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г.) будет регулировать процессы в области закупок определенной категорией юридических лиц.

По словам зампреда ВПК, предыдущий Федеральный закон 94-ФЗ («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г.) стали критиковать только с 2008 г. Тогда же начал готовиться и закон 44-ФЗ, который его сменит.

Конференция прошла по инициативе общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). ВПК поддержала их начинание потому, что тема мероприятия «существенно влияет на вопросы ценообразования» при закупке вооружения и военной техники в рамках государственного оборонного заказа. При ежегодных темпах роста объемов производства в 20-25% темпы роста цен на продукцию военного назначения значительно опережают темпы роста инфляции.

По мнению Бочкарева, можно много критиковать новые законы, но изменять их следует по мере практического применения. Он указал четыре главные причины принятия новых законов.

Первая – отсутствие у большинства заказчиков структурных подразделений, способных профессионально проводить необходимые процедуры с учетом новых требований.

Вторая – наличие свыше 60, а через три года около 90 мощных интегрированных структур, от которых «мы ждем профессиональной закупочной деятельности». Отмечены случаи, когда практики закупочной деятельности заменяются не очень подготовленными специалистами, которые «пороха не нюхали и хорошую идею могут превратить в абсурд».

Третья – необходимость «пресечь незаконную деятельность» и мотивировать компании полученную от закупочной деятельности прибыль направить на финансирование собственных проектов развития.

Четвертая – пресекать возможность выигрыша торгов недобросовестными участниками рынка за счет заниженной цены притом, что сами они не являются производителями предлагаемой продукции.

Бочкарев предложил итоговые результаты конференции направить в адрес ПВК для последующего их учета в правоприменительной практике и пообещал поддержку со стороны военно-промышленной комиссии.

 

Анатолий Соколов