Автор идеи и генеральный продюсер фильма «Брестская крепость» Игорь Угольников готовит цикл проектов о Первой Мировой войне. Первым станет художественный фильм «Батальон смерти», который рассказывает о подвиге отряда женщин, созданного в Санкт-Петербурге по приказу временного правительства в 1917 году.

Режиссер фильма – Дмитрий Месхиев. Креативный продюсер – Евгений Айзикович. В главных ролях: Мария Кожевникова, Мария Аронова, Марат Башаров и другие. Съемки фильма начнутся в  сентябре этого года.

 

Создатели фильма сочли нужным объяснить свой замысел:

«При безусловно очевидном факте производства фильма к исторической дате 100-летия начала Первой мировой войны, перед создателями не ставится задача охватить историю всей войны, но при этом будет необходимо показать нынешнему зрителю те события столетней давности максимально объективно,  достоверно и эмоционально. Мы берём за основу исторически достоверный сюжет женского батальона – в нем по сути и отражается вся война, ее итог и ее трагедия для России.

Надо отдавать себе и отчет в том, что зритель практически ничего не знает о той войне, и уж тем более не готов к тому, чтобы проводить логические выводы о ней, как о причине последующих революций, второй Мировой войны и нынешнего устройств мира».

                                 

Чуть подробнее рассказал о задуманной новой кинокартине Игорь Угольников:

- После того, как мы сняли «Брестскую крепость», нам захотелось понять, как, почему и в результате чего началась Вторая мировая война, откуда ноги растут. Стали копать глубже - и докопались до Первой мировой войны. Нам стало многое понятно: она уже таила в себе зародыш Второй мировой, предопределяла начало новой стадии кровавого мирового конфликта.

Стали искать, что есть в Первой мировой сюжетного, кинематографического. И наткнулись на удивительную историю женского батальона смерти, созданного в 1917 году. Яркий пример того, как в армии, разваливающейся после Февральской революции, в которой никто не хотел воевать, поднимали утраченный боевой дух. И делали это женщины.

Мы подходим к кино подробно и со всех сторон. И сразу же заложили в сюжетную основу некий симбиоз фильмов «А зори здесь тихие» и «Солдат Джейн».

И там, и там важен момент: как девчонки становятся солдатами. Вернее, в «Зорях» они даже не успевают претерпеть эту метаморфозу и гибнут, успев совершить свой подвиг. Зато в американском фильме подробно прослеживается это сложное психологическое превращение.

В нашем фильме происходит примерно то же самое. Главные героини становятся опытными воинами, вернее воительницами, по ходу фильма. Причем они вынуждены преодолевать себя, так как женщина по определению не создать для этой роли. Но они преисполнены мощного патриотического духа, который помогает им справляться со всеми тяготами и лишениями.

Между прочим, девушкам из батальона смерти было трудно не только воевать, но и находить общий язык, они были из разных сословий, некоторые дворянки прибыли в расположение части со своими горничными.

И они оказались чуть ли не последними бойцами на той войне…

 

Кульминационный эпизод сценарного плана.

Женский батальон идет в атаку,
захватывая немецкие траншеи. Немцы отступают. Однако, силы неравны и героиням требуется подкрепление. В эту решающую трагическую минуту солдаты отказываются идти в атаку. Но женщин уже не остановить. И они сражаются одни. Призыв офицеров не действует на солдат.

Женщины, героически прорвавшие линию фронта, и занявшие ключевую немецкую позицию, вскоре убеждаются, что их главная битва – битва за умы солдат – проиграна. За исключением нескольких офицеров, мужские батальоны отказываются поддерживать атаку, и женщины с трудом и с большими потерями выдерживают несколько немецких контратак, борясь уже не за фронтовые позиции, а за выживание.

Из окопов за этой трагедией смотрят офицеры. Не в силах долее терпеть это унижение, они просят винтовки у своих солдат для того, чтобы самим идти на помощь женщинам.

Вперед выходит один из большевиков:

- Офицеры не имеют права принимать данное решение без согласия на то солдатского комитета!

Офицеры срывают с себя погоны:

- Офицеры не могут, но мужчины обязаны.

Офицеры с солдатскими винтовками с примкнутыми штыками бегут к женщинам на подмогу…

- Ура! – раздаётся у них за спинами из наших окопов. И вот уже и солдаты поднимаются за ними следом…

 

- Эти женщины сражались и умирали во имя идей, во славу своей Родины. Многие из них так и не поняли, что являлись, лишь разменной фигурой в большой мужской игре. Во время войны правила диктуют мужчины.

Есть у нас и разные трудности. Без любви не может быть кино, но проводить эту линию надо крайне аккуратно, не нарушая исторической правды.

Мы ведь много не знаем, продолжаем изучать. Но уже ясно, что Мария Бочкарева, командир батальона, старалась жестко пресекать все романы и любовные связи. Но люди есть люди, тем более молодые женщины, природу победить невозможно.

Одним из создателей, вдохновителей женского батальона смерти был Александр Федорович Керенский, сильно оболганный исторический персонаж, чего только стоит одна легенда о том, что он якобы «бежал, переодевшись в женское платье».

У нас в фильме Керенский задуман как противоречивая, драматическая фигура. Революционер, ниспровергатель основ, но – политик, глава правительства, перед которым стоит дилемма: продолжать или не продолжать войну. И он делает тяжелый выбор – решает продолжать, но воевать уже никто не хочет.

Наша задача – разрушать стереотипы и максимально следовать исторической правде. Это мы и будем стараться делать и в трактовке образа Керенского, и всей войны, которую в советское время называли «империалистической». А все было намного сложнее и трагичнее.

 

Из пресс-релиза

Для создателей фильма «Батальон смерти», были важны слова относительно Первой мировой войны, произнесённые президентом России в Совете Федерации 27-го июня 2012-го года. Допустив поражение России в Первой мировой войне, «…большевики совершили акт национального предательства» - сказал Владимир Путин. «Наша страна проиграла проигравшей стороне – это уникальная ситуация. Ответственность за это, лежит на тогдашнем руководстве, то есть на большевиках…

Позднее лидеры Советской России извлекли уроки из этого поражения. Руководство страны искупило вину во Второй Мировой войне».

К слову, именно поражение в Первой мировой войне, - полагает президент, - стало причиной того, что сама война является «забытой». Ее итогом стали «громадные человеческие и территориальные потери», но все это замалчивалось в угоду «партийным интересам». Теперь же, настало время отдать долги тем, кто погиб, сражаясь за Россию на фронтах Первой  мировой войны.

Николай Троицкий